Автомобильные подъемники используются на всех автосервисах. За последние 20 лет двухстоечные подъемники заняли свою нишу и обрели популярность, они обогнали четырехстоечные подъемники больше чем в три раза, хотя бы потому, что они меньше стоят. Двухстоечные подъемники изначально использовались для проверки и обслуживания масла, шины и т.д., но в настоящее время широко используется для основных видов деятельности (хотя четырехстоечные подъемники по-прежнему необходимы для полного технического осмотра). В Великобритании составили специальные документы с требованиями для производства, использования и обслуживания двухстоечных подъемников.
SIM 03/2005/05 предупреждает инспекторов о риске падения автотранспортного средства с двухстоечного подъемника, где фиксатор лапы не установлен или неисправен (требование к подъемникам с 1983г.). Учитывая закон от 1 января 2007 г., в котором запрещается использовать подъемники без системы блокировки. В сотрудничестве с Safety Assessment Federation (SAFed) и Independent National Inspection and Testing Association (INITA), члены которых установили, что почти все подъемники без систем АМСФ были переоборудованы или сняты с эксплуатации.
SIM 03/2008/12 описывает дефекты отслеживающих устройств, найденных на современных двухстоечных подъемниках и действия по их устранению. Тем не менее, эксперты не прекращают сообщать о риске падения транспортных средств с двухстоечных подъемников. Отделу известны случаи за последние пять лет, когда при падении с подъемника пострадал не только автомобиль, но и рабочие получили серьезные травмы, также были летальные случаи. Эти данные зафиксированы на территории Великобритании. Поэтому мнение проверочного отдела заключается в том, что любое падение транспортного средства с высоты несет высокий риск и смертельные травмы.
SIM описывает ключевые вопросы для безопасного использования и обслуживания двухстоечных подъемников. Их содержание было обсуждено и согласовано с SAFed, INITA и Garage Equipment Association (GEA), которые представляют поставщиков и производителей подъемников.
Конфигурация двухстоечных подъемников
Двухстоечный подъемник для автосервиса состоит из двух вертикальных колонн, по которым производится подъем транспортного средства. Эти колонны могут быть соединены сверху, что усиливает устойчивость под нагрузкой (не путать с легкими каналами для кабелей и тросов).
Синхронный подъемник
Доступны различные конфигурации:
Изначально, лапы на всех подъемниках для автосервиса были симметричными. Микроавтобусы, коммерческие автомобили, 4х4 и заднеприводные автомобили, как правило, имеют центр тяжести ближе к центру автомобиля, поэтому наиболее равномерное распределение веса достигается, когда средняя точка транспортного средства соосна с колоннами. К сожалению, это затрудняет открытие дверей автомобиля.
Когда переднеприводные автомобили стали доминировать на рынке, были внесены изменения в двухстоечные подъемники. Центр тяжести таких автомобилей расположен не по середине кузова, а ближе к приборной панели. Чтобы это учесть подъемники изготавливают с передними лапами, которые короче задних (иногда называют ассиметричными подъемниками), так что центр тяжести может быть расположен ближе к колоннам. Средняя точка автомобиля будет за колоннами и будет более широкий доступ к дверям. Чтобы увеличить доступ к дверям, стойки подъемника иногда разворачивают на 30° (ассиметричными могут называть подъемники из-за лап или положения колонн).
Асинхронный подъемник
Каждая колонна снабжена подвижными телескопическими лапами. Это обеспечивает возможность расположения любого транспортного средства, и может позволить, поднять пикап на ассиметричном подъемнике.
В конце лапы каждого подъемника есть регулируемый по высоте подхват с резиновой накладкой. Двухстоечный подъемник поднимает автомобиль путем установки 4 лап под места для домкрата на дне авто. Это улучшает доступ для определенных работ, например, с коробкой передач или двигателем. У большинства переднеприводных автомобилей при таких работах требуется снимать передний приводной вал, колеса и т.п.
В стандартном двухстоечном подъемнике диаметр резиновых накладок на лапах 100-125 мм, таким образом, регулирование и размещение накладок имеет решающее значение для обеспечения повышенной стабильности автомобиля. Аксессуары (например, заниженные обвесы) или конфигурация автомобилей (автофургоны, 4х4 и т.д.) могут создавать затруднения для доступа к упорным площадкам для лап подъемника. Приспособления для изменения высоты опорных пятаков должны быть надежно закреплены и иметь разные размеры: деревянные бруски не подходят для таких целей. Стабильность транспортного средства может быть нарушена, если резиновые накладки на лапах изношены, отсутствуют или загрязнены смазкой! Регулируемые винтовые резьбы также подвержены износу и повреждениям. В местах их установки должны быть предусмотрены средства фиксации от произвольного отвинчивания, например, стопорные кольца.
Четырехстоечный подъемник отличается тем, что вес транспортного средства распределяется через контактную поверхность каждой шины на две продольные платформы, поэтому точное позиционирование на рампе не является критичным. Четырехстоечный подъемник обеспечивает стабильную основу, которая является более устойчивой к боковым усилиям и изменению развесовки (например, снятие двигателя, коробки).
Безопасная установка двухстоечного подъемника
Колонны двухстоечного подъемника крепятся к полу, поэтому важно, чтобы крепление каждой из колонн было достаточно прочным. Производитель это, как правило, указывает. Если прочность пола неизвестна, рекомендуется вызвать специалиста по установке или представителя поставщика оборудования перед его установкой! После установки крепежные болты должны регулярно проверяться на затяжку, чтобы гарантировать устойчивость.
Безопасная эксплуатация двухстоечного подъемника
Оператор должен располагать автомобиль осторожно, с учетом его типа (передний привод, микроавтобус и т.п.), наличие перевозимого груза и конфигурации подъемника. Невыполнение этих требований может сместить центр тяжести автомобиля и привести к неравномерному распределению веса. Горизонтальное и вертикальное положение упоров под автомобиль тоже должно быть скорректировано, чтобы убедиться, что создан полный контакт автомобиля с лапами подъемника. Хорошее правило – частично приподнять автомобиль и немного раскачать. Совершив такие действия вы сможете проверить:
- правильно ли расположены упоры;
- транспортное средство поддерживается не за рычаги, а за опорные площадки;
- фиксаторы лап в замкнутом положении;
- транспортное средство расположено устойчиво;
- транспортное средство поднято параллельно земле.
Даже если автомобиль надежно держится на лапах, снятие тяжелых деталей может изменить центр тяжести и индивидуальную нагрузку на каждую опору лапы. Если сила, действующая на одну отдельную подставку, будет меньше, чем на остальные или будет просвет между упором и авто, то, по сути, автомобиль не будет поддерживаться в полной мере (будет балансировать на трех точках). Любая последующая вертикальная нагрузка на автомобиль (например, крутящий момент, создаваемый инструментом) может привести к падению транспортного средства с подъемника. Следовательно, работники должны постоянно оценивать необходимость дополнительных опор (подпорные стойки и прочее), в частности, где конфигурация или тип автомобиля не являются идеальными, или там, где сняты тяжелые детали.
Указания производителя
Чтобы убедиться, что транспортное средство надежно закреплено GEA издал советы по мерам безопасности в декабре 2009, совместно с HSE и SAFed:
1. Операторы подъемников должны быть подготовлены к работе и быть в курсе всех рисков. За последнее время количество автомобилей увеличились, особенно полноприводных, и правильное их позиционирование на подъемнике имеет важное значение. Всегда следуйте указаниям производителя и используйте точки подъема, указанные им. Подъемные упоры лап должны быть установлены точно в места подъема и отрегулированы по высоте. Опасно просто подставить лапы под авто.
2. Важно, чтобы нагрузка была распределена равномерно по всем точкам подъема! Как правило, это будет достигнуто за счет использования точек подъема, рекомендованных изготовителем. И этого должно быть достаточно для общей работы и обслуживания. Тем не менее, центр тяжести может измениться при снятии тяжелых узлов (ДВС, коробка и прочее) Предпочтительно, чтобы такие работы выполнялись на четырехстоечном подъемнике. В случае работ на двухстоечном подъемнике - использовать специальные поддерживающие стойки.
3. Лапы двухстоечных подъемников для автосервиса оснащены специальными фиксаторами (АМСФ), важно, чтобы при подъеме автомобиля они срабатывали. Поэтому операторы должны всегда проверять фиксацию и наличие признаков повреждения фиксирующих механизмов. Контролировать фиксирующие шестерни на полное сцепление. В случае если система не заблокировалась – опустите автомобиль и аккуратно установите лапы так, чтобы фиксатор сработал. Никогда не отключайте фиксирующие устройства!
4. Резиновые накладки на лапы должны быть в хорошем состоянии, подходить под транспортное средство и содержаться в чистоте от масла и смазки. Поврежденная или грязная накладка может не удержать автомобиль на подъемнике и привести к его падению.
5. Владельцы подъемников должны четко соблюдать правила PUWER и LOLER – подъемники транспортных средств должны регулярно обслуживаться компетентным инженером (каждые 6 месяцев).
Результаты испытаний HSL
Автомобильные подъемники для авосервиса, в том числе и двухстоечные должны быть разработаны и изготовлены в соответствии с EN 1493:1999 «Автомобильные подъемники». По рекомендации GEA и HSL были проведены испытания на одном подъемнике, с которого упал автомобиль. В ходе проверки зафиксированные лапы нагружали горизонтально в соответствии со стандартом EN 1493 пункт 5.8.5, который требует, чтобы система фиксации лап могла выдерживать силу, равную 4.5% от грузоподъемности подъемника без деформации. Тесты показали, что если сцепляется только 75% зубьев фиксатора (например, 15 мм из 20 мм глубины), то резко сокращается нагрузка, необходимая для вывода механизма из строя (например, с 230 кг до 50 кг).
Горизонтальная нагрузка силой в 50 кг может быть легко применена механиком, работающим с транспортным средством (например, при использовании ручного инструмента для откручивания болтов). Следует отметить, что если опорная площадка не параллельна полу – так же может возникать горизонтальная сила. Хотя HSL провело не так много испытаний, но все они показали, что полное сцепление зубьев фиксирующих механизмов имеет решающее значение.
Люфт лап на новых двухстоечных подъемниках для автосервиса
Раздел 5.8.5 стандарта EN1493 требует, чтобы вытянутая на всю длину лапа имела суммарный люфт не более чем на диаметр резинового упора, так как это может привести к падению автомобиля. После тщательного изучения, специалисты SAF в своем докладе классифицируют избыточный люфт, как дефект, где есть риск получения серьезных травм.
Люфт величиной более одного диаметра резинового упора в последствии был найден инспекторами SAF в ряде подъемников. Владельцы в свою очередь приняли меры по устранению дефектов.
Пересмотренный EN 1493:2010
EN 1493 был пересмотрен в 2010, хотя HSE не принимал никакого участия в процессе переработки данного документа. Версия 2010 года не предусматривает ограничения по суммарному люфту. Раздел, указанный выше (5.8.5) переименован в 5.9.5 и имеет незначительные поправки. Он добавляет новое требование «Не должно быть возможности для разблокировки лапы при высоте подъема автомобиля более чем на 300 мм».
Наша компания "Гранд Инструмент" импортирует подъемники LAUNCH китайского производства, которые соответствуют выше изложеным стандартам качества. Подъемники LAUNCH есть в двух расцветках красные, стандартная комплектация и соблюдение всех стандартов и серые омологированы Volkswagen AG (соблюдены сертификаты качества CEN, CENELEC, ETSI).