Балансировка колёс автомобиля. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить

Балансировка колёс автомобиля. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить
Дата публикации: 06.27.2019
Автор: Петро Дорошенко

Безопасная эксплуатация автомобиля зависит от полной исправности его систем и узлов, комплектующих и агрегатов. Человеческий фактор пока оставим в стороне, хотя он также играет немаловажную роль в данном процессе. К самым активно действующим элементам автомобиля относятся колеса и все узлы, обеспечивающие их работу: начиная от руля в салоне и заканчивая полуосью, на которую крепится колесо. Правильная работа колесной базы зависит от многих параметров, и один из важнейших – балансировка.

Покупая новый автомобиль, владелец может быть уверен, колеса авто сбалансированы идеально при сборке на заводе. Однако мы рекомендуем всё же проверить эти значения. Ну так, на всякий случай! Балансировка обеспечивает необходимую управляемость и заявленные ходовые качества. Но уже в скором времени после начала эксплуатации балансировка нарушается, особенно если авто используется постоянно и в тяжелых дорожных условиях. Результат этого ощущается на ухудшающейся управляемости при движении, биении руля, проблемах с деталями подвески (посторонние шумы и стуки) и прочих негативных моментах.

Балансировка как процесс

Прежде чем узнать, для чего проводится балансировка колес, как часто нужно это делать, давайте рассмотрим процесс работы колеса автомобиля. Колесо состоит из нескольких частей – шины (покрышки), диска, крепежей, которые представляют собой единую систему. Колесо вращается на оси, и в идеале это вращение должно быть без вибрации и отклонений от прямолинейного движения – всего того, что называется дисбалансом. На качество вращения колеса влияют многие факторы, в том числе общее состояние и износ покрышки и диска.

Разбалансированные колеса проявляют себя по-разному. Различают два типа разбалансировки:

  • динамическую;
  • статическую.

Объединяет их суть процесса: при этом расходятся оси вращения и инерции, проходящие по центру тяжести колеса (ЦТК). Статический дисбаланс характеризуется смещением центра тяжести с линии вращения из-за неодинакового распределения веса колеса по его окружности. Чтобы выяснить это, достаточно надеть колесо на любую ось и крутануть его. Колесо остановится после нескольких качаний в самой нижней точке, которой достигнет ЦТК.

Динамический дисбаланс проявляется, когда ось инерции и ось вращения перестают быть параллельны – т.е. находятся под наклоном друг к другу. Это возникает из-за того, что масса колеса неодинаково распределяется по ширине из-за естественного износа или по другим причинам. Существуют стандартные показатели допустимого дисбаланса, которые утверждены в соответствующих ГОСТах. Эти показатели автосервисы используют в своей работе для получения точного результата устранения дисбаланса колес.


Балансировочные станки и расходные материалы (грузики)

1. Балансировочный процесс происходит при помощи особого устройства – балансировочного станка. В его конструкцию входит конусообразная ось диаметром 36мм; 40мм или 42мм (для грузовиков), на которой колесо надевают и затем вращают. Станки по способу ввода параметров могут быть:

  • ручными (все параметры задаются вручную);
  • полуавтоматическими (2D) - автоматическое измерение диаметра и расстояния до колеса;
  • автоматическими (3D) - автоматическое измерение ширины, диаметра и расстояния до колеса.

Также, станки имеют свои конструктивные особенности в зависимости от того, какой вид транспортных средств будет обслуживаться:

  • легковой транспорт и мотоциклы;
  • грузовой (фуры и коммерческий транспорт);
  • специальный (комбайны и спецтехника).

Следует учитывать, что станки могут быть универсальными, т.е. на них легко выполнить балансировку колес другого вида автомобилей, например, легковых и грузовых или легковых колёс и колёс мотоциклов. Главное, чтобы подходили основные параметры: вес, диаметр обода и всего колеса вместе с резиной. Практически все стенды для балансировки оборудованы монитором (LED, ЖК или сенсор), на который выводятся данные испытаний колеса, и уже по ним шиномонтажник определяет, где и какие грузики нужно установить для достижения баланса. Особое внимание и интерес вызывают последние разработки балансировочных стендов 5-го поколения американского производителя HUNTER. Они оснащены уникальной функцией виброконтроля Force Touch®. Кроме этого, имеют ряд преимуществ над конкурентами:

  • нагрузочный ролик балансировки, который имитирует воздействие реального дорожного покрытия на колесо;
  • программное обеспечение стенда, в пошаговом режиме определит проблемные места шины и диска, и покажет детальные инструкции по их устранению на сенсорном мониторе;
  • определит радиальное воздействие и дисбаланс, спровоцированные силовой неоднородностью покрышки колеса, биением диска и покрышки, неправильной установкой бортов покрышки на диск колеса;
  • скорость теста Road Force® и измерений балансировки не имеет аналогов. Всего 6 секунд на 1 колесо!

2. Грузики для балансировки бывают нескольких видов:

  • набивные;
  • универсальные или клеящиеся.

Выбор балансировочных грузиков зависит от варианта диска колеса: для литых и сделанных методом штамповки берут набивные. К их преимуществам относятся более высокая надежность, особенно при низких температурах и во время мойки колес. Клеящиеся чаще всего используют для наклейки внутри колеса, чтобы сохранить эстетику диска. Следует выбирать грузики известных производителей, которые гарантируют качество клейкого слоя изделий.

Грузы на диск устанавливают двумя способами:

  • только внутри колеса;
  • снаружи и внутри диска.

Второй вариант – с размещением грузика снаружи - выбирают далеко не все автовладельцы, а иногда сама конструкция диска это делает невозможным. При внутренней установке грузика обычно его крепят как можно ближе к ободу колеса, рядом со спицами. Иногда колесо балансируют при помощи единственного груза, но это редко применяемая технология.

Грузики располагаются как можно ближе друг к другу, если колесо и диск новые, и вес их не должен быть больше 60г. Если масса превышена, рекомендуется проверить, как собрано колесо и совпадает ли желтая метка на шине с ниппелем. Если все нормально, но вес грузиков больше 60 г, это говорит о проблемах с колесом. Так, дело может быть в диске или покрышке - причина кроется в деформации одного или второго. После завершения процесса балансировки нужно еще раз узнать данные дисбаланса - возможно, они будут другими.

Допустимые числа разброса зависят от материала диска:

  • стальные - не более пяти грамм с каждой стороны,
  • легкие сплавы - до трех грамм.

Типы балансировки

Процесс балансировки колес выполняют разными способами. Расскажем о каждом из них.

  1. Автоматическая балансировка. Ее делают для грузовиков и автобусов, подвешивая на колеса грузы и затем вращая колеса. Балансировка (распределение грузов по диску) происходит автоматическим образом при воздействии центробежных сил на грузы и их смещении к центру.
  2. Динамическая балансировка. Это наиболее часто выполняемый способ, которым балансируют узкие и другие колеса, устраняя биение сбоку.
  3. Статическая балансировка. При помощи этого способа убирается дисбаланс по вертикали.
  4. Финишная балансировка. Нередко автолюбителям предлагают пройти так называемую финишную балансировку на некоторых современных продвинутых автосервисах. Причем ее предлагает вместо традиционной процедуры балансировки. Следует отметить, что делать только финишную – неверно, т.к. она предполагает проверку на аппарате для статической балансировки всего узла: колеса, ступицы и тормозного диска. Рекомендуется перед финишной обязательно сделать обычную балансировку колес, которая обеспечит нужные параметры, а финишная закрепит результат.

Нюансы балансировочного процесса

Чтобы получить максимальный эффект от балансировки колес, нужно знать некоторые тонкости данного процесса.

  1. Все поверхности должны быть чистыми. Обязательно следует проследить, чтобы перед балансировкой диски на колесах были чистые. Это же касается и всех поверхностей внутри колеса, на которые будут помещаться грузики, особенно на клейкой основе.
  2. Старые грузики убираем – новые ставим. Обязательно нужно убрать все старые грузики перед монтажом новых. Только в этом случае не возникнут неприятности в будущем, требующие новой балансировки.
  3. Качество посадки шины на диск. Важно убедиться в качественной посадке шины на диск и соблюдении всех технологических моментов. Так, иногда автомеханик наносит жидкость на борт в недостаточном количестве или вовсе забывает это сделать. Результатом этого становится неправильная посадка шины. И не стоит слушать мастера, утверждающего, что резина вашего автомобиля изношена или плохого качества. Вероятнее всего, что не совсем честный мастер допустил неправильную посадку. Выявить этот факт можно, накачав шину до более высоких показателей. Во избежание подобных неприятностей лучше пользоваться услугами шиномонтажа 3Д. Такие автосервисы используют инновационное электронное оборудование с лазерной диагностикой. Это позволяет получить абсолютно достоверную информацию о геометрии колес, диска и определить наличие биения. Балансировка на основе данных будет также точной и правильной, с минимальным дисбалансом дисков и шин.
  4. Балансируем все колеса. Некоторые автовладельцы считают, что балансировке подлежат только передние колеса. Это грубая ошибка: в регулярной балансировочной процедуре нуждаются все колеса автомобиля, т.к. все они участвуют в работе и подвержены дисбалансу.

Как часто нужно делать балансировку

Многих автолюбителей интересует вопрос регулярности балансировки колес автомобиля. Точных стандартов нигде официально не прописано, но многолетний опыт автомастерских и владельцев авто позволил выработать примерные параметры. Балансировка необходима, если:

  • машина наездила от пяти до пятнадцати тысяч км;
  • производится сезонная смена покрышек;
  • автомобиль попал в ДТП;
  • во время езды наблюдается значительная вибрация руля;
  • автомобиль побывал в ремонте.

Если этих факторов не было, балансировку нужно проводить с учетом следующих моментов:

  • на авто установлены всесезонные покрышки: балансировать колеса нужно минимум раз в год;
  • после установки резины на диск и повторно – после пробега колеса 500 км;
  • если был проведен ремонт или замена комплектующих подвески;
  • если автомобиль имеет значительный пробег.

Чем грозит отсутствие регулярной балансировки колес

Начинающие водители уверены, что балансировка колес не столь обязательная процедура, и не делают ее даже при наличии указанных выше факторов. Однако разбалансированные колеса грозят серьезными неприятностями:

  1. Выходом из строя подвески, а именно: ступицы, подшипников, стоек амортизатора, шаровых опор.
  2. Неоднородным износом протектора.
  3. Удлинением расстояния торможения.
  4. Ухудшением устойчивости автомобиля при движении.
  5. Увеличением колесной вибрации.

Простая арифметика позволяет подсчитать, что проще провести недорогую балансировку колес, чем при ее отсутствии потратить больше денег и времени на ремонт подвески. Также, однозначно лучше, надежнее и качественнее балансировку делать в специализированном автосервисе, чем своими руками на подручном оборудовании.

Архив новостей
Сравнение
Избранное