Автолюбители хорошо знают, что такое домкрат. Он входит в комплект современных автомобилей, спасает от непредвиденных ситуаций. На СТО и шиномонтаже устройство обязательное для многих видов работ. Домкрат поднимает груз на определенную высоту. Габариты устройства небольшие, но при этом оно справляется с весом от 1-2 до десятков тонн. Профессиональные домкраты поднимают машину на высоту, достаточную не только для замены колеса. С их помощью проводят ремонт ходовой, замену глушителя и подобные операций.
В арсенале СТО встречаются сразу 2-3 вида изделий. Одни подходят для выезда на место, если машину не получается эвакуировать на станцию, другие подходят для грузовых авто, третьи – для джипов и внедорожников. Поэтому фокусироваться на каком-то одном виде домкратов не стоит. Для правильного выбора нужно знать основные характеристики и отличия разных конструкций.
Сейчас существует огромное количество изделий, отличающихся по конструкции и подъемному весу. Выделяю такие типы домкратов:
Рассмотрим каждый тип подробнее, потому что в него зачастую входят несколько видов устройств.
Самая простая конструкция и самая низкая цена. Механика – это стандартный набор водителя в багажник, изделия входят в комплект нового авто. На СТО их применяют, но не всегда – хорошо подходят для выездов или срочного ремонта. Грузоподъемность – 1.5-2 тонны, выбор для легковых автомобилей.
Механический домкрат работает по принципу простой рычажной конструкции с опорой. Ее называют плечом подхвата. Если сравнивать функциональность разных устройств, то у этого типа она наиболее низкая. Домкрат монтируют только в 4 точках рядом с колесами (в современных моделях предусмотрены специальные пазы). Чтобы поднять вес, прилагают ощутимые усилия, двигая рычаг. Здесь выделяют такие разновидности:
Последний уже почти не используется. Его включали в комплектацию советских автомобилей. Тем не менее, на СТО обращаются и такие машины: «Жигули», «Волги» и «Нивы». Грузоподъемность – 0.5-1 тонны. Преимущества сводятся к небольшим усилиям для подъема, но страдает устойчивость.
Реечный тип больше подходит автомобилей с большим клиренсом (джипы, внедорожники), поднимает от 0.5 тонн. Несущий элемент – зубчатая рейка, по которой продвигается храповый механизм. Высота меняется переносом рейки вверх или вниз. До сих пор эта разновидность популярна, потому что легко поднимает до 3 тонн выше, чем на 1 метр.
В ромбовых домкратах винт расположен горизонтально, а высота регулируется тем, насколько опущены или подняты «плечи» конструкции ромба. Современные модели оснащены мотором, чтобы вам не пришлось применять усилия на поднятие.
Из названия ясно, что для поднятия используют воздух и пневматику. Такой домкрат – подушка, в ходе работы накачиваемая воздухом или выхлопами. За счет большой площади опоры дает отличную устойчивость. Главное требование – подача воздуха под давлением. На СТО для этих целей применяют баллоны, а при поломке в дороге – выхлопные газы машины.
Камера под давлением расширяется и поднимает автомобиль. Мастер не делает усилий для подъема, процесс практически автоматизированный и простой. Этот тип домкрата обеспечивает наименьшие затраты труда. Еще одно преимущество – универсальность. Применяется на любом полотне, под наклоном или разной температурой. Установка простая, а результаты отличные – высокий подъем и монтаж в любом месте под днищем.
Сюда относят и ямный домкрат или пневматическую траверсу. Она применяется для ремонта ходовой и регулировки развала-схождения. Оборудована лапами, поднимающими авто за пороги.
Недостатки пневматики сводятся к тому, что для них нужен компрессор (в условиях мастерской это не проблема), но важнее – подушка может быть повреждена острым предметом. В работе с ней нужна осторожность.
Довольно популярная категория устройств, дающая сочетание функциональности и доступной цены. По конструкции делятся на:
Как ясно из названий, первый вид имеет только один шток. Телескопический домкрат оборудован 2 и больше деталями. Последний поднимает авто на большую высоту, что упрощает ремонт и замену колес.
Гидравлический домкрат гарантирует отличную устойчивость, он компактен и прост в использовании. Рабочее давление жидкости создают вручную, но все чаще появляются модели с моторами. Выделяют такие разновидности:
Первый тип выбирают для СТО и мастерских. Он быстро поднимает машину на нужную высоту. По конструкции это домкрат на 4 колесах, с рычагом или ручкой. Яркая особенность подкатного типа – используется даже на машинах с низким клиренсом. Это сугубо профессиональное оборудование, от которого в полевых условиях мало толку. Такой домкрат требует ровной и устойчивой поверхности, как пол мастерской. Устройство занимает много места. Зато оно поднимает даже грузовые автомобили.
Бутылочные модели также справляются с весом от 1 до 50 тонн. И это не предел. Формой напоминают бутылку, поэтому так и называются. По сути похожи на винтовой тип, эволюционирующий в универсальные устройства с огромной грузоподъемностью. В отличие от подкатных, используются чаще для грузовиков, потому что низкий клиренс для «бутылки» создает заметные проблемы. Машина не может быть ниже высоты конструкции домкрата. Бутылочные устройства дают отличную устойчивость – с ними без опаски залезают под днище грузовика внушительных размеров.
Определившись с типом изделия, нужно выбрать стандартные характеристики. К основным критериям выбора относят:
Знать типы домкратов и критерии выбора – это еще не показатель того, что можно покупать домкрат в любом магазине. Без таких устройств сегодня невозможно представить даже небольшие СТО. Домкрат необходим в целом списке работ:
И этот перечень неполный. Учитывая, что в мастерских приходится поднимать любые машины, от легковых иномарок до КАМАЗов и фур, к технике выдвигаются серьезные требования. В профессиональных магазинах, предлагающих последующее обслуживание и гарантию качества, вы покупаете домкраты известных производителей. Консультанты помогают найти модели с подходящими параметрами, учитывая и типы машин, с которыми вы работаете, и окружающую среду.
Сервисное обслуживание предполагает целый комплекс услуг. Например, замена и подбор масла для гидравлических устройств, в которых от жидкости зависит весь ход работы. Менять масло нужно 1 раз год и владельцы мастерских об этом забывают. Несмотря на простоту задач, важную роль играют некоторые моменты – наливание при нерабочем домкрате, правильный выбор масла, чтобы избежать коррозии.
В другие популярные операции входят:
Помимо этого, домкраты необходимо хранить в правильно оборудованном месте, сухом и безопасном. Высокая влажность и вода быстро выводят изделие из строя, причем внешне оно выглядит абсолютно нормальным. Чтобы избежать рисков поломок в самый неподходящий момент, необходимы сервисное обслуживание и постоянная диагностика.
Европейские бренды постепенно отдают пальму первенства азиатским фирмам. Китай производит надежные, универсальные, отвечающие современным нормам безопасности домкраты. При этом цена на них демократична. Несомненной популярностью пользуется бренд TORIN – шанхайская фирма, основанная в 1951 году. Домкраты и другие инструменты компании продаются в 150 странах мира. На счету фирмы TORIN огромное количество наград, что говорит о неоспоримом качестве продукции.
Хорошие домкраты производит фирма Airkraft. Она специализируется на пневматических моделях, но последнее время расширяет ассортимент и другими видами техники. Это турецкий бренд, основанный еще в 1938 году. Компания экспортирует продукцию в 70 стран мира, может похвастаться разнообразным, качественным и доступным ассортиментом.
В зависимости от типа привода делятся на:
Да, мы предлагаем несколько вариантов домкратов для шиномонтажных работ:
Гарантия на домкраты TORIN - 6 месяцев; AIRKRAFT - 12 месяцев. В наличии ремкомплекты на все модели.