О состоянии наших дорог сказано уже достаточно, добавить тут нечего. Из года в год тысячи автолюбителей страдают от ям, некачественного покрытия и выбоин. Как бы осторожно вы не ехали по дороге, колеса выходят из строя. Если посмотреть на старые диски, то заметны вмятины по краям, следы от выправливания. Нужно ли говорить, насколько геометрия и исправность колес влияют на безопасность водителя и пассажиров? Исправление дисков – одна из популярнейших услуг в СТО. И дело не только в том, что внешне машина с «покореженными» деталями выглядит непривлекательно и странно. По техническим нормам биение полок обода имеет ограничение в 1 мм. Если показатели выше, смело говорят о критических значениях. При таких повреждениях появляется вибрация, колебания колес. Шины изнашиваются в 2-3 раза быстрее, повышается нагрузка на узлы рулевого управления и ходовую.
Такая маленькая на первый взгляд проблема приводит к серьезным последствиям и более внушительному ремонту уже других частей авто. Выход из строя колес или рулевого управления – это потенциальная опасность аварии на дороге. Выводы напрашиваются сами собой. Если видите, что геометрия дисков нарушена – отправляйтесь на СТО. Изначально на машины ставили штампованные диски, потом пришло время литых. Эти два вида отличаются друг от друга и требуют применения специальных станков. Сегодня выбивать молотком нужную форму не приходится, операция рихтовки и восстановления геометрии автоматизирована. Поэтому для СТО такой станок – обязательная покупка. Осталось только разобраться в характеристиках и особенностях.
Современный станок – сложная система, работать с которой может специально обученный мастер. В нее входят: шпиндель для установки дисков, привод, основание с винтами регулировки, устройство для диагностики места деформации, рама для крепления, гидравлические детали для исправления. Повторимся, что технологии для штампованных и для литых дисков отличаются. Это обусловлено материалами, из которых их производят. В первом случае для изготовления берут стальной диск – гибкий и пластичный. Прокатка обода между роликами дает замечательный результат.
А вот литые диски – другая история. Их обрабатывают в определенных точках, четко в месте деформации. Почти всегда необходим дополнительный, предварительный нагрев горелкой. Такие операции доверяют человеку с опытом – профессионалу шиномонтажного дела.
Сейчас технологии не стоят на месте. Для мастерских невыгодно покупать отдельно станок для литых, а отдельно для штампованных дисков. Поэтому при таком спросе доступен и универсальный аппарат.
Прежде чем углубиться в разновидности устройств, не лишним будет понимать, на что тратятся деньги при покупке станка. Так ли он нужен на СТО? Современные модели применяют для восстановления геометрии колес: исправляются овальные формы (на легковых авто) и восьмерки (на мотоциклах появляются чаще). Основные функции станка:
Такой аппарат расширяет возможности автосервиса и ведет к притоку клиентов. Учитывая состояние дорог и то, что спрос на исправление дисков только растет, траты окупаются быстро.
Существует два основных типа станков. Одни справляются с прокаткой стальных, штампованных дисков, вторые – универсальные работают в том числе и с литыми. Некоторые производители предлагают еще модели для колес грузового транспорта, и отдельные варианты только под мотоциклы. Остановимся на каждом типе подробнее.
Такие станки исправляют форму дисков. Операция сложная, без оборудования вы едва ли справитесь с кованным диском. Повреждения убираются направленной обработкой повреждения. В 70% нужно предварительно нагревать диск (многие станки оснащены такой функцией).
Сначала подбирают центровое кольцо с нужными параметрами, потом через него проходит установка на шпиндель. Всю конструкцию крепят болтами и гайками или прессом, иногда с резьбой. Сама правка происходит с помощью гидравлического цилиндра. В направлении детали участвуют и автоматические системы станка, и сам мастер. Усилие также зависит не только от станка. Диски правятся по лекалу.
Чтобы получить максимальную пользу от станка, учитывайте рабочее давление, габариты и обхват колес, усилие, прилагаемое в работе и частоту вращения шпинделя. На продвинутых моделях исправляют колеса любых габаритов, благодаря принципу точечной работы, вы получаете отличную точность.
Для штампованных изделий применяются другие аппараты. Тут правку проводят между двух роликов реборды, прокатывая диск. Колесо также монтируют на шпинделе и закрепляют болтами. Потом выбирают размеры с помощью специального узла и запускают двигатель. Такие станки позволяют вернуть диску изначальную форму. Легко убираются овалы и восьмерки, проблемы с закраинами.
Точность бывает разной. Покупая не слишком дорогой аппарат, не обращая внимание на качество и механику, рискуете выбрать неточный вариант. Поэтому тут нужно учитывать многие параметры, например, производительность. Характеристика показывает, сколько колес, не совсем загубленных дорогой, исправят за час работы на станке.
Явный плюс оборудования – автоматизация. Реально справиться и без опыта. Двигатель исключает работу руками, механическое управление осуществляется роликами. Кроме того, штампованные диски стоят на большинстве современных «легковушек», поэтому достаточно просто подобрать необходимый размер диска. Такая популярность выливается и в доступность техники.
Учитывая, что колеса на мотоцикл стоят не дешевле, а порой и дороже автомобильных, водители этого транспорта часто обращаются на СТО для ремонта. Дископрав работает по тому же принципу, что и аппарат для литых дисков. Меняются только типовые размеры и габариты – в станках все устроено под мотоциклетные диски. Кстати, оснастка тут устанавливается в любом положении. Плюс, для таких устройств характерна правка повреждений, вызванных боковым биением – частой проблемой мотоциклов.
Комбинированные модели стоят дороже отдельных станков, но это оправдано их функциональностью. Универсальный аппарат состоит из качественных узлов – работает он от двигателя. Учитывайте потребляемую мощность, давление в системе и размеры дисков. Тут также применяется гидравлический цилиндр для исправления. Эти модели комплектуются универсальными оснастками для всех видов работ.
В целом, критерии индивидуальные и зависят от типа оборудования. Выделим общие моменты:
Наличие множества разновидностей и типов станков накладывает свои отпечатки еще на этапе выбора. Дископрав имеет сложную конструкцию, состоящую из множества узлов. Неправильная установка и подключение ведут к очевидным проблемам. Выбирайте магазин, предлагающий монтаж и последующее обслуживание сложной системы. Например, так вы сможете подобрать все необходимые размеры, чтобы предлагать правку легковым и грузовым автомобилям любых марок.
Многие станки работают от электричества, что накладывает отпечатки на подключение. Функциональные модели часто рассчитаны не на 220 В, а на трехфазные сети и 380 В. Если не хотите мучиться со сгоревшими проводками и опасностью пожара, лучше доверить установку профессионалам.
Сервисное обслуживание и грамотная консультация избавляют от многих проблем. Часто новички на СТО заказывают станки, на которых нет токарных функций. Для легкосплавных дисков это не имеет смысла, потому что страдает точность без обрезки обода. Все эти нюансы невозможно учесть самостоятельно – помогут профессионалы. Даже доставка и монтаж на месте такого тяжелого и габаритного оборудования сопряжены с подключением грузовой техники и соблюдением норм безопасности.
Популярностью пользуются иностранные фирмы, азиатские и турецкие. Они постепенно становятся на первые места среди производителей, оттесняя американские и европейские бренды. Яркий пример – фирма Airkraft. Турецкий бренд существует с 1938 года. Он производит станки для всех типов дисков. Это качественное и надежное оборудование, проверенное временем.
Если вы ищите производителей из Украины, России и других ближайших стран, то обратите внимание на бренд SNG. В наших широтах он пользуется популярностью и заслужено занимает лидирующие места в профессиональных рейтингах. Отличительная особенность – выпуск станков, подходящих и для отечественного автопрома, не только для иномарок. На подобных аппаратах легко исправлять геометрию «Жигулей» или ВАЗов.